Бои на «Огненной Земле»

с 31 1943 г. по 11 1943 г.
— 3 человека проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

Военно-музыкальная династия

 

«Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках, это — песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие»

А.В.Александров

Все эти названия — Ансамбль красноармейской песни и пляски СССР, Дважды Краснознаменный ордена Красной Звезды Ансамбль песни и пляски Советской Армии, Дважды Краснознаменный Академический Ансамбль песни и пляски Российской Армии — принадлежат одному и тому же музыкальному коллективу, который имеет еще и другое неофициальное название — Александровский ансамбль. Дело в том, что коллективом, снискавшим за годы своего существования мировую славу и известность, на протяжении почти шести десятилетий руководила выдающаяся военно-музыкальная династия Александровых.

В 1928 году Александру Васильевичу Александрову предложили возглавить группу вокалистов, организованную при Центральном доме Красной Армии. Первоначальной целью организации этой группы было создание и исполнение литературно-музыкальных композиций, пропагандирующих песни о Красной Армии. 12 октября состоялось первое выступление ансамбля, имевшего на тот момент более чем скромный состав: 8 вокалистов, 2 танцора, баянист и чтец. С этого момента и до конца жизни ансамбль стал главным делом в судьбе А.В.Александрова.

К моменту создания ансамбля Александр Александров, родившийся в 1883 году в Рязанской губернии в простой, но очень музыкальной семье, был уже именитым музыкантом. С детства имея абсолютный музыкальный слух и хороший голос, Александр сразу пошел по музыкальной стезе: пел в церковном хоре, учился в Придворной певческой капелле, поступил Петербургскую консерваторию. Личные обстоятельства заставили его прервать обучение и стать регентом соборного хора в Бологом, где он вскоре женился. В 1905 году в семье родился первенец — Борис, ставший впоследствии творческим преемником отца. Свое обучение Александров-старший продолжил в Московской консерватории, которую закончил сразу по двум специальностям: композиция и пение. После революции с 1918 года он вел активную профессорско-преподавательскую деятельность в Московской консерватории, руководил работой хоров Храма Христа Спасителя, капеллы, нескольких театров, писал и обрабатывал музыкальные произведения.

Шли годы, с 1928 года коллектив рос и получал награды, росло и его исполнительское мастерство, ширился репертуар, который включал в себя большое количество песен в обработке Александрова-старшего. В 1937 году состоялись первые зарубежные гастроли ансамбля. Артисты выступили на Всемирной выставке в Париже, где имели оглушительный успех и впервые получили признание иностранной публики. В том же году свою работу в коллективе начал Борис Александров, ставший заместителем художественного руководителя.

Музыкальное обучение Бориса началось довольно рано. В 7 лет отец привел его в свой хор. Затем были и детский хор Большого театра, и музыкальное училище, и, конечно, Московская консерватория. К 1937 году Борис Александров заведовал музыкальной частью в Центральном театра Красной армии, был доцентом Московской консерватории и композитором, плодотворно работавшим в различных жанрах.

Работа в ансамбле стала для Александровых поистине семейным делом: через некоторое время в коллектив влился средний сын Василий, ставший руководителем оркестра, а в годы войны — младший сын Александр, погибший в 1942 году.

С самого первого дня Великой Отечественной войны александровцы направили в Главное Политическое управление просьбу об отправке ансамбля на фронт. Из состава коллектива были немедленно сформированы четыре группы. Три из них направлены на Западный, Юго-Западный и Южный фронты, а четвертая во главе с А.В.Александровым осталась в Москве.

Из воспоминаний заслуженного артиста РСФСР А.Шилова, дирижера группы ансамбля на Юго-Западном фронте:
«Положение на фронтах было тяжелым. Казалось, что такое время — не для песен и плясок. Началась упорная работа. В ней не было ничего общего с искусством. Артисты тушили пожары, грузили раненых в санитарные поезда, чинили мосты и железные дороги, помогали обезумевшим от горя женщинам и детям. Так прошло несколько напряженных дней. Возникло невольное сомнение: нужны ли песни и пляски в такое трудное время?.. Но сомнение рассеялось на первых же фронтовых концертах»

24 июня 1941 года в центральных газетах «Известия» и «Красная Звезда» был напечатан текст песни В.И.Лебедева-Кумача «Священная война». Александр Васильевич взялся положить эти стихи на музыку и написал ее в едином порыве буквально за день. Рожденная в дни суровых испытаний «Священная война» — уникальный марш, ставший музыкальным символом войны, берущий за душу первыми тактами мелодии. Уже 27 июня газета «Правда» опубликовала материал о новых военных песнях, разучиваемых ансамблем.

Из черновика неопубликованной статьи А.В.Александрова «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война»:
«Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это — песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым я лучше всего владею, — песни. К первому июля 1941 года я сочинил свои первые песни: «Священная война» на слова Лебедева-Кумача, «В поход! В поход!» на слова Прокофьева. А затем, через несколько дней — «Вставай, разгневанный народ» и «За великую землю Советскую». Из них «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Не могу обойти молчанием такие факты: когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор А.Б.Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы — исполнители — нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась нашим радио во все концы Советского Союза и фронта…»

«Священная война» вместе с другими новыми песнями очень быстро вошла в репертуар всех групп ансамбля и получила всенародное признание. Она звучала не только во фронтовых концертах, но и в окопах, шла в бой вместе с солдатами, ее можно было услышать в глубоком тылу и в фашистских застенках. Московская группа ансамбля, которой дирижировал Борис Александров, впервые выступила с ней на перроне Белорусского вокзала, откуда отправлялись на фронт воинские эшелоны.

Из воспоминаний Бориса Александрова:
«Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Когда мой отец написал на эти стихи музыку, точно не знаю: о своем творчестве в семье он обычно не распространялся, считал подобные разговоры нескромными. Знаю лишь, что песня сочинилась очень быстро, на одном вздохе... В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте. В эту группу Александр Васильевич и принес новую песню. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале... Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, рундуках, чемоданах, дымили махоркой — у каждого своя дума... Сначала нас никто не заметил. Но вот — первые такты песни... Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий... Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины — и шквал. Требовали: «Еще!» Исполнили еще раз, потом третий, четвертый...»

12 апреля 1942 года в газете «Правда» был опубликован список лауреатов Сталинской премии за 1941 год. Александру Васильевичу Александрову была присуждена премия первой степени за создание «Гимна партии большевиков» и красноармейские песни. Всю сумму премии лауреат передал в фонд обороны страны.

Из статьи М.Храмченко «Блистательный рост советской культуры» в газете «Правда» от 12 апреля 1942 года:
«Советские композиторы не остались в долгу перед страной. Широко известны красноармейские песни композитора Александрова. Их поют в походе, на отдыхе, исполняют в ансамблях, с эстрады, передают по радио. Боевые мелодии этих песен находят живой отклик у бойцов…»

Жизнь ансамбля в годы войны кипела ключом: выступления на призывных пунктах, на городских площадях, около полутора тысяч фронтовых концертов, две сотни новых песен, грампластинки, записи на радио. Вместе с коллективом в действующую армию выезжали и его руководители. Пребывание на различных участках фронта, общение с бойцами давали сильный импульс к созданию новых произведений. В 1941 году Александр Васильевич побывал на Северо-Западном фронте, а в 1944 — на Карельском.

Фронтовой концерт, 1944. Дирижирует А.В.Александров, солист Г.Виноградов

Из воспоминаний о фронтовом концерте Краснознаменного ансамбля в июне 1944 года генерал-майора запаса А.Кроника (командира стрелковой дивизии, готовившейся к прорыву обороны противника на Карельском перешейке):
«Когда зазвучала написанная Александровым, ставшая подлинно народной песней «Священная война», трепет душевного волнения охватил всех солдат и офицеров, безусых добровольцев и усатых, израненных в боях бывалых солдат. Каждый крепче сжимал свое оружие. Лица посуровели, я смотрел на солдат и офицеров — моих боевых друзей-воинов и чувствовал сердцем их готовность к суровым боям»

В 1943 году, когда А.В.Александрову исполнилось 60 лет, 40 из которых он посвятил творчеству, выдающийся музыкант был награжден орденом Ленина. Ему было присвоено воинское звание генерал-майор. В том же году, когда руководство страны объявило конкурс на создание Государственного гимна, Александров-старший написал мелодию, ставшую впоследствии не только гимном СССР, но и гимном России. В новогоднюю ночь 1944 года состоялось его первое исполнение, 1 января газеты напечатали текст и ноты нового гимна.

Часто руководил фронтовыми концертными бригадами и Борис Александров. В 1943 году он выступил перед гвардейцами мотострелковой бригады, отличившейся в боях под Сталинградом, со своей «Песней о Седьмой гвардейской», нашедшей живейший отклик у воинов-сталинградцев. Когда гитлеровцы потерпели поражение под Москвой, он написал песню на стихи артиста ансамбля А.В.Шилова «Да здравствует наша держава!».

«Задачи нашей работы были определены с самого начала: наш фронт — это военно-патриотическая музыка, в первую очередь песня. Мы стремились средствами своего искусства воспитывать боевой дух солдат, его патриотизм, стойкость…»

Многогранность таланта Александрова-младшего проявилась в различных музыкальных жанрах. Он сочинял песни и марши, писал симфоническую и театральную музыку. В 1942 году в свет вышла его оперетта «Девушка из Барселоны», повествующая о боевом союзе русских партизан и испанской девушки. В годы войны он вел большую работу на радио. Под его руководством был создан Ансамбль советской песни Всесоюзного радио. В 1944 году творческие заслуги Бориса Александрова были отмечены присуждением ему звания «Заслуженный артист РСФСР».

Долгожданную победу Александровы отметили новыми музыкальными произведениями. Александр Васильевич создал «Победную кантату», исполнявшуюся двумя мужскими хорами, а Борис Александрович в содружестве с поэтами А.В.Шиловым и А.А.Годовым написал «Песню Победы». Оба произведения имели большой успех и неоднократно исполнялись ансамблем как на торжествах по случаю Победы, так и в дальнейшем.

27 июня 1946 года в списке лауреатов Сталинской премии за 1945 год, опубликованном в газете «Правда», снова появилось имя Александра Васильевича Александрова — премией первой степени была отмечена его концертно-исполнительская деятельность. Через несколько дней Александр Александров скоропостижно скончался во время гастролей по Европе и был похоронен на Новодевичьем кладбище. В память о создателе и первом руководителе ансамблю было присвоено его имя. Годы спустя, в 1971 году Министерством культуры и Союзом композиторов была учреждена медаль имени А.В.Александрова, которой ежегодно награждались композиторы за создание военно-патриотической музыки, а в 2005 году Министерством обороны — медаль «Генерал-майор Александр Александров».

После смерти отца руководство ансамблем принял на себя его сын Борис Александров, которому в 1946 году было присвоено звание подполковника. Человек выдающихся талантов, композитор и дирижер, хормейстер и художник, музыкальный критик и педагог, Александров-младший свое творчество посвятил, в первую очередь, развитию военно-патриотической темы в искусстве. Вполне закономерно и очень символично, что его творческая деятельность была отмечена золотой медалью им. А.В.Александрова.

«Искусство и армия для меня единое целое. Я не могу представить свое искусство без армии, и армию вижу глазами искусства. Каждое явление армейской жизни для меня — новая тема, каждый человек — герой новой песни»

Исторический «концерт на руинах» в Берлине 18 августа 1948 года. Дирижирует Б.А.Александров

Продолжая дело отца, почитая и поддерживая традиции ансамбля, Борис Александров добавил новые штрихи в исполнительскую деятельность коллектива. Под его руководством в репертуаре ансамбля появились классические произведения, стали исполняться песни на языках народов мира. Все это привело крупнейший творческий военный коллектив к вершинам мастерства и сделало всемирно известным и любимым. Более полувека Александров-младший отдал работе в ансамбле, передав в 1987 году бразды правления в руки своего преемника — народного артиста РСФСР И.Г.Агафонникова. В 1994 году Борис Александрович Александров скончался. Его похоронили рядом с отцом.

Ансамбль, которому посвятили себя два поколения Александровых, существует и по сей день. В настоящее время в структуре ансамбля есть мужской хор, оркестр и смешанная танцевальная группа. Все его участники имеют специальное музыкальное и хореографическое образование. За всю историю коллектива 126 александровцев были удостоены почетных творческих званий. Хор признан одним из лучших мужских хоров мира. Он соединяет стройность и чистоту звучания академической капеллы с яркой эмоциональностью и непосредственностью, присущими народному исполнительству, демонстрирует высокое вокальное мастерство. Танцевальная группа ансамбля с честью удерживает завоеванные александровцами высоты хореографического искусства. Успех работы хора, солистов и танцевальной группы во многом зависит от гибкого и стройного в своем звучании оркестра, который уникален по своему составу.

В годы Великой Отечественной Войны ансамбль полным составом и бригадами выступил в действующей армии более 1 500 раз. И сейчас, по сложившейся традиции, дает концерты в военных округах, частях и подразделениях российской армии. Неоднократно коллектив выезжал с концертами в «горячие» точки и районы боевых действий — Афганистан, Югославию, Приднестровье, Таджикистан, Чеченскую Республику. Артисты ансамбля проехали с концертами по всей России, побывали с гастролями более чем в 70-ти странах Европы, Азии, Африки и Америки, и везде их выступления пользовались поистине триумфальным успехом.

В репертуаре ансамбля более 2 000 произведений. Это песни отечественных композиторов, народные песни и танцы, солдатские пляски, религиозная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов, шедевры мировой поп-музыки. Деятельность ансамбля положила начало созданию и развитию коллективов нового типа — ансамблей песни и пляски. По его образцу возникли многие ансамбли песни и пляски военных округов, флотов и групп войск, причем не только у нас в стране, но и за рубежом.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь