Битва за Ростов

с 5 1941 г. по 2 1941 г.
Одно из первых успешных наступлений Красной Армии
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Летчики Вершинина

В сентябре 1941 года на должность командующего воздушным флотом Южного фронта был назначен полковник Константин Андреевич Вершинин. К моменту назначения Вершинина положение ВВС фронта было весьма плачевным. Сказывалась катастрофическая нехватка авиационной техники, в полках осталось по 10-12 машин, а то и меньше. Проще говоря, хорошо, если имелась в строю эскадрилья на полк. И это в то время, когда все силы Южного фронта были направлены на то, чтобы остановить продвижение прорвавшейся на юго-восток танковой группировки фельдмаршала Клейста, и помощь авиации была жизненно необходима советским войскам. Чтобы как-то решить возникшую проблему полковник Вершинин внес предложение о самостоятельном восстановлении материальной части в авиационных подразделениях. Самолеты, подбитые или совершившие вынужденную посадку в нашем тылу, должны были снова вернуться в строй. Осуществление этой идеи легло на плечи инженерно-технического состава ВВС. Техники фронта, не жалея сил, проявляя недюжинную изобретательность, занялись восстановительными работами. В результате, только в сентябре было отремонтировано свыше трехсот неисправных машин. Положительная оценка деятельности Вершинина на посту командующего ВВС Южного фронта высшим командованием выразилась в том, что 22 октября полковнику Вершинину было присвоено звание генерал-майора авиации.

Дальнейшим испытанием для командующего ВВС стала подготовка к воздушной операции, предстоящей в ходе контрнаступления под Ростовом. Приняв командование ВВС Южного фронта в самый ответственный для армии период отхода, генерал-майор Вершинин сумел за короткое время четко организовать боевую работу воздушного флота. Успехи Ростовской наступательной операции во многом зависели от эффективного руководства действиями ВВС Южного фронта, обеспечения четкого взаимодействия всех родов войск. То, что о действиях авиации в боях под Ростовом рассказывал сам Вершинин, было напечатано в те дни в газете «Известия».

Почти каждый день Сводки Совинформбюро пестрели сообщениями о боевой деятельности наших летчиков на Южном фронте.

В ходе Ростовской операции командующий ВВС фронта оправдал возложенные на него надежды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.03.42 генерал-майор авиации Константин Андреевич Вершинин был награжден орденом «Красного Знамени».

И все же недостаток в техническом оснащении воздушного флота в начальный период Войны был ощутим. Но героизм и несгибаемое мужество, проявленные советскими летчиками в воздушных боях, внесли весомый вклад в первую победу советской армии — в освобождение Ростова-на-Дону.

Многие летчики, до конца выполнив свой воинский долг, совершили свой последний полет в небе над Ростовом. Там погибли: командир 271-го истребительного авиаполка майор Иван Иванович Попов (14.10.41), пилот 590-го истребительного авиаполка сержант Василий Дмитриевич Зязин (сбит в воздушном бою в районе Большие Салы 17.11.41), командир звена 271-го истребительного авиаполка лейтенант Михаил Иванович Трушин (сбит в воздушном бою в районе Аксайская, Ростовской области 29.11.41) и многие другие.

27 ноября 1941 года в последний раз поднялся в небо стрелок-бомбардир 52-го ближнебомбардировочного авиационного полка старший сержант Алексей Александрович Иванов. В этот день он совершал свой 17 боевой вылет. Командир экипажа лейтенант Буянов вел самолет на выполнение боевого задания: нужно было разбомбить скопление неприятельских войск танковой армии Клейста. При подлете к цели самолет попал под обстрел зенитной артиллерии противника, и старший сержант Иванов был смертельно ранен.

Понимая, что успешное выполнение задания зависит от слаженности совместных действий экипажа, Алексей Иванов сообщил пилоту Буянову:

«Я ранен, скорей веди самолет на цель»

Последние силы ушли у него на то, чтобы вести пулеметный огонь и в нужный момент сбросить смертоносный груз бомб на головы врага.

Когда боевая задача была выполнена, и самолет вернулся на свой аэродром, мужественный стрелок уже не дышал. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.12.41 старший сержант А.А.Иванов был удостоен звания Герой Советского Союза посмертно.

Подвиг летчиков под Ростовом-на-Дону стал, практически, явлением массовым.

В газете «Известия» положительную оценку боевым действиям летчика лейтенанта Ловчикова дал командующий 56-ой армией генерал Ф.Н.Ремезов:

«Замечательно ведут свои подразделения на штурмовку старший лейтенант Чуйко и лейтенант Ловчиков. 22 и 29 октября наши летчики уничтожили несколько десятков самолетов противника на Таганрогском аэродроме»

Заместитель командира эскадрильи 271-го истребительного авиаполка лейтенант Павел Александрович Ловчиков за месяц боевых действий произвел 67 боевых вылетов, из них: на штурмовку войск противника — 33, на штурмовку аэродромов противника — 2, на прикрытие самолетов СБ (скоростных бомбардировщиков) и И-15 бис — 14, на отражение атак самолетов противника — 8, на разведку — 10 вылетов. 22 октября группа из 7 самолетов под командованием лейтенанта Ловчикова успешно атаковала вражеский аэродром в районе Таганрога. В результате штурмовки на земле было уничтожено 8 самолетов неприятеля. «Messerschmitt Bf.109», который пытался стартовать с аэродрома, летчик Ловчиков уничтожил при взлете лично. 29 ноября Павел Ловчиков записал на свой боевой счет еще один самолет противника «Heinkel He-111», уничтоженный им в районе Ростов-Чалтырь. Командование Южным фронтом отметило успешную боевую работу, умелое руководство эскадрильей и личное мужество лейтенанта П.А.Ловчикова, наградив его орденом Ленина.

На подступах к Ростову прославился молодой пилот 248-го истребительного авиаполка старшина Николай Сергеевич Штукин. Попав на фронт 28 октября 1941 года, уже через несколько дней он совершил первый в полку таран вражеского самолета. В ходе воздушного боя летчик на бреющем полете протаранил вражеский «Junkers Ju-88». Самое примечательное, что в результате тарана и летчик, и машина остались в строю. Николай Штукин, получив ранение в руку, и имея поврежденный самолет, сумел мастерски посадить машину на своем аэродроме. За героизм и мужество, проявленные в боях по разгрому группы Клейста, старшина Н.С.Штукин приказом по войскам Южного фронта №0142/н от 23.02.42 был награжден орденом «Красной Звезды».

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь