Иван Черняховский

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Иван Черняховский, Самый молодой генерал армии в РККА
 
Один из штампов - в первые дни ВОВ оказался готов к отражению внезапной атаки только флот, нарком которого Кузнецов загодя привел моряков в боевую готовность. Однако был еще один командир, который смог подготовить своих солдат к внезапной атаке и действиям в условиях отсутствия коммуникаций - совсем еще молодой Иван Черняховский.

Лидерские качества Черняховского проявились еще в детстве, когда он собирал целые ватаги ребятишек и организовывал рейды на чужие сады. Он был разносторонне одарен, пел и сочинял стихи, знал подход к сослуживцам и был отличным воспитателем личного состава.

В 1936 году каким-то завистником был составлен донос, что Черняховский якобы имеет непролетарское происхождение, но его защитила сама Мария Ульянова. Тем не менее карьера Черняховского двигалась медленно, без перескакиваний через звания, что для времени чисток было необычно. Закончив с отличием академию механизации РККА, он командовал танковым полком и служил под начальством того самого комбрига Кривошеина, который вступил в Брест вслед за Гудерианом осенью 1939-го.

Когда Прибалтика вошла в состав СССР, в новообразованном военном округе была создана 28-я танковая дивизия, командовать которой был назначен Черняховский. Там он и встретил удар нескольких дивизий группы армий "Север".

Полководческий талант Черняховского проходил испытание за испытанием, креп и мужал в боях под Шауляем, Сольцами, Демянском, Воронежем. По ходатайству хорошо знавшего его Ватутина Черняховский стал командармом, но по-прежнему фактически жил на передовой, был настоящей душой своих солдат. Личный состав боготворил Черняховского, но многие командиры завидовали. Сначала пришлось нелегко, но он сумел достойно справиться с новым уровнем военной мысли - уровнем стратега. В его активе - освобождение Курска, форсирование Днепра, наступательные операции в Белоруссии и Прибалтике, освобождение Минска и Вильнюса. Он стал самым молодым генералом армии и комфронта. Это был апогей и его карьеры, и жизни. 18 февраля 1945 года его смертельно ранило осколками снаряда.

Благодаря Черняховскому освобождение Вильнюса прошло без разрушений и жертв. Там его и похоронили, там же и памятник поставили. Но когда Литва получила независимость, и прах, и памятник Черняховского были вывезены в Россию. Иван Черняховский погребен на Новодевичьем кладбище, а памятник, который, кстати, тогда хотела принять Украина, перевезли в Воронеж.

Сегодня Черняховского любят обвинять в "расправах над мирным населением оккупированной советской армией Прибалтики". В википедии можно ознакомиться с так называемым приказом Черняховского не щадить немецкое население в землях Рейха. Приказ висит уже много лет, но ссылку на источник написатели википедии пока не предоставили.
 
Действительно, «жареной» информации сейчас полно, и брать что-то на веру нельзя.
В польском Пененжно несколько раз уже правители города обсуждали перенос памятника Черняховскому на кладбище или на родину. Местные историки вменяют нашему генералу участие в уничтожении так называемой Армии Крайовой. У АК сложная репутация даже в Прибалтике, но, поскольку раньше между советскими народами отношения не осложняли, часть информации до сих пор сокрыта, а в освобождение Варшавы много белых пятен. Из того, что читала я, получается, что потери АК во время не поддержанного Советской армией восстания и последующее ее расформирование – результат обстоятельств или действий Сталина совместно с польской коммунистической верхушкой, а не козней Черняховского.
Мой дед служил какое-то время в городе Черняховск Калининградской области – бывшем Инстербурге, имя полководца чтили и всячески увековечивали. Но, вообще, нервы родственников генерала часто испытывали разными происшествиями с посвященными ему памятниками и реликвиями. В музее Вооруженных сил были утеряны его ордена, памятник в Вильнюсе в девяностые едва уберегли от переплавки.
 
Армия Крайова формально была подотчетна польскому руководству в изгнании. Когда началась "Барбаросса", был заключен договор Сикорского-Майского, фактически - союзный. После того, как всплыло Катынское дело, отношения вновь ухудшились. Тогда Армии Крайовой была спущена из Лондона инструкция: если русские войска, преследуя немцев, войдут на польскую территорию и начнут устанавливать свою власть - сопротивляться им. В итоге АК сражалась против всех. Даже с польскими организациями, например, Гвардией Людовой, отношения были сложными. С советскими партизанами шла негласная борьба. Также АК воевала с УПА. Ситуация была для АК непростая - друзей ноль, врагов много. Единственный выход - попытаться предстать перед наступающими русскими легальной польской властью, как и поступили. Причем Вильнюс, Брест, Гродно тоже ими почитались за польскую территорию. Думается, тут они перестарались, ведь Большая Тройка договорилась соблюдать линию Керзона. Польское руководство и АК пытались вести свою игру. Понятно их стремление сохранить довоенные границы, понять можно и советское командование, которому в тылу Армия Крайова с собственным видением послевоенных границ была не нужна.
 
Крайне интересно.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)