Михаил Девятаев (изначально фамилия звучала как Девятайкин) вырос в многодетной семье. Он учился в речном техникуме, записался в аэроклуб, был призван в ряды РККА, пошел в летное училище. Войну начал истребителем, но после ранения переведен в бомбардировщики. В 44-ом ему удалось добиться возвращения в истребители, летать он стал на американской машине, был сбит и взят в плен. Из лагеря военнопленных попытался бежать. задержан и приговорен к смерти. Помог случай - охрана убила одного из пленных, а Девятаеву удалось взять документы убитого. так он стал Степаном Никитенко и попал в Пенемюнде - центр испытаний немецких ракет.
Там группа заключенных начала продумывать разные варианты побега. Сначала собирались бежать морским путем, когда же выбор пал на угон самолета, возникла необходимость изучить управление чужой техникой, а это требовало времени и осторожности. Наконец жизнь заставила поторопиться - произошел конфликт с местными "авторитетами", и они вынесли Девятаеву приговор (по воспоминаниям самого героя). Побег состоялся 8 февраля 45-го. Сначала все шло не по плану - намеченный "Юнкерс" оказался неготов к вылету, было совершено убийство особо навязчивого конвоира, затем пришлось угонять "Хейнкель", который с первого раза в воздух не поднялся. Повезло, что немцы растерялись и только бестолково суетились. Повезло, что второй заход все-таки закончился взлетом. Повезло, что Девятаеву удалось разобраться в управлении прежде, чем самолет рухнул. Повезло, что почти столкнувшийся с ними истребитель летел почти без горючего и не мог их преследовать. Повезло, что беглецы смогли приземлиться (фактически - свалиться) после обстрела уже нашими зенитками и чудом уцелеть. Повезло, что самолет упал по нашу сторону линии фронта. Одни сплошные "повезло". Но на этом везение закончилось.
Нет, конечно никто не собирался представлять беглецов к награде. Рядовых записали в штрафбат и отправили на фронт, где еще до конца войны погибли все, кроме одного, а офицеров долго подвергали допросам и не верили в историю с угоном. Девятаев вышел из фильтрационного лагеря в Невеле с "волчьим билетом" - никуда не мог нормально устроиться, работал грузчиком. Только в 57-ом году о нем вспомнили, вручили Звезду Героя - понадобились живые легенды для создания идеологии уже новой, "холодной" войны.
Там группа заключенных начала продумывать разные варианты побега. Сначала собирались бежать морским путем, когда же выбор пал на угон самолета, возникла необходимость изучить управление чужой техникой, а это требовало времени и осторожности. Наконец жизнь заставила поторопиться - произошел конфликт с местными "авторитетами", и они вынесли Девятаеву приговор (по воспоминаниям самого героя). Побег состоялся 8 февраля 45-го. Сначала все шло не по плану - намеченный "Юнкерс" оказался неготов к вылету, было совершено убийство особо навязчивого конвоира, затем пришлось угонять "Хейнкель", который с первого раза в воздух не поднялся. Повезло, что немцы растерялись и только бестолково суетились. Повезло, что второй заход все-таки закончился взлетом. Повезло, что Девятаеву удалось разобраться в управлении прежде, чем самолет рухнул. Повезло, что почти столкнувшийся с ними истребитель летел почти без горючего и не мог их преследовать. Повезло, что беглецы смогли приземлиться (фактически - свалиться) после обстрела уже нашими зенитками и чудом уцелеть. Повезло, что самолет упал по нашу сторону линии фронта. Одни сплошные "повезло". Но на этом везение закончилось.
Нет, конечно никто не собирался представлять беглецов к награде. Рядовых записали в штрафбат и отправили на фронт, где еще до конца войны погибли все, кроме одного, а офицеров долго подвергали допросам и не верили в историю с угоном. Девятаев вышел из фильтрационного лагеря в Невеле с "волчьим билетом" - никуда не мог нормально устроиться, работал грузчиком. Только в 57-ом году о нем вспомнили, вручили Звезду Героя - понадобились живые легенды для создания идеологии уже новой, "холодной" войны.