Жизнь в оккупации

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Жизнь в оккупации, Обсуждение информации о жизни на оккупированных территориях
 
Нашла интересную информацию об оккупации Ржева. Материал собирался по архивам МВД, наших и зарубежных спецслужб.
Немцы вошли в город в октябре 41-го, по отработанной в Европе схеме налаживали «новую жизнь». Сначала прибыла Комендатура, она послала переводчика, который обходил местных жителей и спрашивал, кого можно было бы сделать бургомистром. Видимо, использовал какие-то наводки. Нашли некоего Сафронова. Бывший царский офицер, поучаствовал в НЭПе, член партии – предприимчивый товарищ. Далее людей в Управу он уже сам подбирал и согласовывал с немцами.
Начальником полиции стал Лапин – тоже бывший белый офицер с Украины, отсидевший и работавший на лесозаводе. Так и набрали «команду» из «бывших» - биографии похожи.
В январе 41-го после нашего контрнаступления комендатура бежала, два дня немцев не было. Сафронов с соратниками вскрыл железный ящик с «налогами», собранными с жителей, и тоже «побежал» в немецкий тыл (1,4 млн рублей на 12 человек). Немцы вернулись и всех изловили. Кого расстреляли, кого отправили в лагеря. Следующую Управу собрали уже без опроса жителей.
Комендатура ловила партизан. Вместе с управой выявляли оставшихся в городе «партийцев». Расстреливали. Бургомистр объяснял женам и родителям расстрелянных, за какое вредительство их карали. Жители жили в атмосфере неизвестности, но партизанская работа там велась активно.
Решили «еврейский вопрос», пытались налаживать производство, но люди прятались. Силой заставляли ходить на работу. Население на момент вхождения фашистов было 20 тысяч (до войны 56), в 42-м комендатура насчитала 5,2 тысячи.
Накануне битвы за Ржев, комендатура «эвакуировалась» с налогами и рабочей силой. Вернее, они хотели угнать трудоспособных (называлось «спасти от бомбежек»), их разыскивали по домам с собаками. Но люди прятались, предпочитая остаться под бомбами. Схема дала сбой?
 
Жизнь евреев во время оккупации вообще была страшной. Например их не регистрировали как безработных, и они не могли получить работу, и вынуждены были голодать, не имели права пользоваться электроэнергией полностью как например во Львове, ездить железной дорогой или трамваями. В Кострополе заставили полностью сбрить бороды, что для истинных верующих евреев стало страшным унижением.
Да и вообще жизнь под оккупацией медом не была ни для кого. Например в Горловке расстрелом на месте карались те кто находился на улице позже 6 вечера. Существовала обязательная трудовая повинность, при этом в Кировограде обязаны были отработать минимум 60 часов с понедельника по субботу. Запрещалась торговля зерном и мукой, кукурузой, гречкой, картофелем, мясом, свиньями - все продукты должны были идти на обеспечение немецких солдат едой.
При этом дети обязаны были посещать школы, и за прогулы насчитывался штраф до 100 рублей.
От голода многие женщины шли зарабатывать проститутками, и тут подсуетившиеся немцы вводили документация типа «Предписание для упорядочения проституции в г. Курске». А многих заставляли насильно работать в немецких домах терпимости.
Страшное было время тогда, и количество жертв на оккупированной территории сложно посчитать. Расстрелянных за нарушение комендантского часа, или просто из-за плохого настроение фашиста с автоматом, заподозренных в помощи партизанам или евреям...
 
Цитата
elenachfn@yandex.ru пишет:
Нашли некоего Сафронова. Бывший царский офицер, поучаствовал в НЭПе, член партии – предприимчивый товарищ.
Для меня когда-то открытием стало, что партийных на оккупированных территориях не особо-то и преследовали, а просто ставили на учет. В одном из крымских городов бургомистр был из коммунистов. Так что известный штамп из фильмов про вопрос к пленным, дескать коммунисты есть? - мог быть и гиперболой. Вообще подробно занимался вопросом коллаборционизма и жизни на оккупированных территориях. Да, немецкой армии запрещалось снабжать мирное население. С другой стороны, голода, сравнимого с поволжским или, хотя бы с послевоенным - не было.
 
Цитата
tynwald@yandex.ru пишет:
В одном из крымских городов бургомистр был из коммунистов
Есть люди, которые везде приспособятся. Но для этого надо предать то, что было раньше. Евреев и партийцев могли сначала просто переписать, но кончалось все равно плохо. В оккупированном Смоленске гетто появилось в первую неделю – выделили целый квартал. Людей переселили, а потом потихоньку забирали оттуда. Как-то сразу 2000 человек загубили. По воспоминаниям жителей, голод был, и обирали их нещадно. Наиболее жестокими считали финнов и наших предателей. Кстати, Смоленщина была одним из центров возникновения власовского движения.
Фашисты старались «перевоспитать» население и вороватую администрацию – не отвлекаться в служебное время, не брать взяток, и так далее. (Местная власть тайком присваивала себе разницу, получавшуюся при обмене немецких казенных денег на рубли). Но за людей все равно не считали.

Поразила одна история: зимой жителей деревень согнали – люди думали, на расстрел, - оказалось, гнать зайцев на охотников. Им велели лаять, но люди не хотели гавкать, и получали побои. Возвращались измученные, обмороженные. И так каждое воскресенье.
 
Цитата
elenachfn@yandex.ru пишет:
Цитата
tynwald@yandex.ru пишет:
В одном из крымских городов бургомистр был из коммунистов
Есть люди, которые везде приспособятся. Но для этого надо предать то, что было раньше. Евреев и партийцев могли сначала просто переписать, но кончалось все равно плохо. В оккупированном Смоленске гетто появилось в первую неделю – выделили целый квартал. Людей переселили, а потом потихоньку забирали оттуда. Как-то сразу 2000 человек загубили. По воспоминаниям жителей, голод был, и обирали их нещадно. Наиболее жестокими считали финнов и наших предателей. Кстати, Смоленщина была одним из центров возникновения власовского движения.
Фашисты старались «перевоспитать» население и вороватую администрацию – не отвлекаться в служебное время, не брать взяток, и так далее. (Местная власть тайком присваивала себе разницу, получавшуюся при обмене немецких казенных денег на рубли). Но за людей все равно не считали.

Поразила одна история: зимой жителей деревень согнали – люди думали, на расстрел, - оказалось, гнать зайцев на охотников. Им велели лаять, но люди не хотели гавкать, и получали побои. Возвращались измученные, обмороженные. И так каждое воскресенье.
Издевались над народом кто как мог, простые крестьяне страдали, история с зайцами просто высшая мера. Но правильно сказали, кто как жил и что каждый старался приспособиться, и думаю если за это грозились бы расстрелять, то люди бы не только лаять начали. В общем то считаю законы и про расстрелы после шести вечера, да и вообще захотели расстрелять - пожалуйста, какое то варварство и старинные года. Да мы и сейчас от этого не ушли далеко, в странах, где идет война все так же, и откуда у людей появляется ненависть и желание поиздеваться.
 
Но народ выжил и сумел перебороть последствия оккупации. Интересно, что большинство людей проявляли глубокое понимание и прощение человеческих слабостей и недостатков других, более слабых морально. Например, в селе моей бабушки жестко порицалось рождение внебрачных детей. Но при этом несколько женщин, вернувшихся с принудительных работ в Германии беременными, не поддавались осуждению со стороны односельчан. Как объясняла моя бабушка, эти женщины таким образом спасали свою жизнь - ведь беременных отпускали на родину. И этих детей не обзывали байстрюками, женщин жалели и помогали им. Так проявлялись вековая народная мудрость и христианское сострадание.
 
Основная цель войны была захват территорий и природных ресурсов. Поскольку в представлении немцев наши с вами предки были представителями низшей расы, и отношение к ним было соответствующее. Бабушка мужа (которая из Козар бежала) вспоминала, как какой-то из немцев наложил кучу прямо посреди хаты - то ли ему до туалета показалось далеко, то ли сам туалет ему не понравился. А евреи, цыгане и прочие национальные меньшинства за людей вообще не считались.
Тем не менее были немцы, которые сочувствовали простым жителям, подкармливали их и лечили. Ужасно, когда после какой-то вылазки партизан немцы устраивали "показательную порку" и в ответ расстреливали заложников - не виноватых ни в чем мирных людей, женщин и детей.

 
Очень страшно читать о расстрелах и голоде, о гетто. Люди, находящиеся в оккупации страдали конечно.
Цитата
elenachfn@yandex.ru пишет:
Есть люди, которые везде приспособятся.
Абсолютно с вами согласна, здесь уже упоминался такой термин как "коллаборационист" - это термин, который раскрывается иностранными словарями, - лицо, которое предало свою родину и сотрудничало с немецкими захватчиками на оккупированных территориях. Это как в фильме "Свадьба в малиновке", - "Власть меняется"
Но были люди, которые были вынуждены сотрудничать с немцами, работать на них, и это совсем другое. Кто-то был готов умереть, но не подчиниться, кто то хотел жить и цеплялся за неё всеми силами, - работал за еду, женщины обшивали немцев, стирали им, готовили. Медики продолжали лечить людей, хирурги - оперировать, и своих и немецких солдат. И среди немцев конечно тоже были люди, которые жалели гражданское население, влюблялись.
Все это было, но жестокость и насилие преобладали конечно.
 
Вот говоря о «приспособленцах» (ржевский бургомистр – яркий пример) и предателях-полицаях, нельзя не вспомнить, что часть оккупированного населения (особенно обиженная советской властью интеллигенция) «встрепенулась» и потянулась к власти новой, ожидая лучших перемен для России. Но немцы освободителями не были. В их планах (отдельная тема, их много было, но основное) – европейскую Россию и, конечно, Украину, Беларусь, Прибалтику колонизировать, оставив для обслуживания себя коренное население только в необходимом для этого количестве с минимальным образованием. Конечно, те наши, кто это видел, понимал сразу или потом, что сотрудничество с оккупантами делает причастными к их преступлениям.
К сожалению, у многих верх брало желание продолжить гражданскую войну. Особенно сильны эти идеи были в захваченном Смоленске, где было как бы две реальности – одна «благопристойная» согласованная с оккупантами жизнь большого города с дискуссионными кружками, куда захаживали и немецкие офицеры. Говорят, что власовское движение зародилось именно там. Когда же идея организовать воинское подразделение против коммунизма оформилась, фашисты использовали ее сначала как пропаганду, не давая делу ход . Другая реальность – это лагеря, принудительные публичные дома, каторжный труд и нищета.
Возможности, которые давало советское государство, тоже многие приняли с радостью. Одна девочка написала потом, что через год, окончив школу, собиралась в консерваторию, а очутилась на дорожных работах – разбивала молотом камень для щебня для оккупантов. Такие, как она, ждали освобождения от фашистов.
Гражданская война искалечила Россию. Думали, что она кончилась, а она еще долго ломала судьбы.
 
Мы можем сейчас рассуждать обо всем, что угодно, но дело в том, что люди были вынуждены выживать. Если есть выбор: кормить немцев и выжить и накормить своих детей или гордо смотреть, как дети умирают с голоду - что бы вы выбрали? Часто в коллаборационизме обвиняли необоснованно - к примеру, у хозяина в хате решили поселиться немцы, хозяин остался, а не убежал в партизаны - ага, он сотрудничал с немцами, ату его. Я не оправдываю настоящих приспособленцев, которые с радостью брали в руки оружие и выживали на костях своих соотечественников.

Вообще, мне кажется, война - это такая ужасная нагрузка на психику, что все расстройства и патологии (тяга к насилию, садизм) вылазят из людей. И такие вот садисты с радостью и безнаказанно удовлетворяют свои потребности, если уж представляется такая возможность.
 
Цитата
Часто в коллаборационизме обвиняли необоснованно - к примеру, у хозяина в хате решили поселиться немцы, хозяин остался, а не убежал в партизаны - ага, он сотрудничал с немцами, ату его. Я не оправдываю настоящих приспособленцев, которые с радостью брали в руки оружие и выживали на костях своих соотечественников.
Мужик, который в военные годы не взял в руки оружие, а остался служить врагу - предатель по определению. Как бы он потом не оправдывался. В нашей семье был такой гаденыш, хоть он и оружия в руки не брал. Троюродный брат прадеда стал в селе старостой, и всю оккупацию трясся, чтобы кто из сельских не рассказал фашистам, что он родственник человека, ушедшего на фронт в первые дни войны. Даже переходил на другую сторону улицы, если встречал синих от недоедания племянников. И это на Украине, где крепко держались за родню. Бабушка плакала всю жизнь, как вспоминала о том, что тетка вынесла им, когда пришли хоть что-то съестное попросить, две гнилые картохи. А сама в это время свиньям целый чугунок хорошей вывалила. Я сама как думаю. об этом - вся трясусь от ненависти к этому человеку, хоть его и нет на свете давно. Даже не знаю, куда семья делась потом, когда наши пришли. Мои старики не любили о них и говорить.
 
Цитата
Наталья Алексеева пишет:
Мужик, который в военные годы не взял в руки оружие, а остался служить врагу - предатель по определению. Как бы он потом не оправдывался. В нашей семье был такой гаденыш, хоть он и оружия в руки не брал. Троюродный брат прадеда стал в селе старостой, и всю оккупацию трясся, чтобы кто из сельских не рассказал фашистам, что он родственник человека, ушедшего на фронт в первые дни войны. Даже переходил на другую сторону улицы, если встречал синих от недоедания племянников. И это на Украине, где крепко держались за родню. Бабушка плакала всю жизнь, как вспоминала о том, что тетка вынесла им, когда пришли хоть что-то съестное попросить, две гнилые картохи. А сама в это время свиньям целый чугунок хорошей вывалила. Я сама как думаю. об этом - вся трясусь от ненависти к этому человеку, хоть его и нет на свете давно. Даже не знаю, куда семья делась потом, когда наши пришли. Мои старики не любили о них и говорить.
Правда? А если этому мужику 70 лет? Или если он может принести больше пользы в тылу, еси у него редкая и ценная мирная профессия, все равно предатель? И что значит "служить врагу", впустить в свой дом - это уже служить врагу или нет? А если он просто оказался в оккупации?

Насчет того, что кто-то с кем-то не здоровался или не любил разговаривать о своих родственниках - таких историй море, и не всегда они связаны с войной. У меня тоже (был) знакомый дедушка, который порвал со своей семьей, сменил фамилию и с родственниками не здоровался, потому что все его родные отреклись от его отца, когда того арестовали - он был очень хороший нженер, а на шарашках нужна была бесплатная рабсила. Его (отца того дедушки) реабилитировали потом, но это уже друшая история.
 
Цитата
Наталья Алексеева пишет:
Мужик, который в военные годы не взял в руки оружие, а остался служить врагу - предатель по определению. Как бы он потом не оправдывался.
Есть разные случаи, не все были мобилизованы, особенно в первые месяцы войны. И оказались в оккупации не по своей воле. Я, конечно, не сомневаюсь, что были примеры огульного обвинения всех работавших на немцев, но судили и не прощали, в первую очередь, тех, кто именно сотрудничал (входил в органы власти, в карательные отряды) и прямо или косвенно причастен к преступлениям оккупантов. Рабочих и специалистов принуждали работать, никто в этом не сомневается. И если у женщин в оккупации была очень несчастная доля, то и мужчинам не позавидуешь. Они были под постоянным подозрением, их первыми отрывали от семьи, угоняли в лагеря. А когда земля была освобождена, эти мужчины вступали в нашу армию, воевали с клеймом "был на оккупированной территории". Но, все же, это не клеймо предателя.
 
Цитата
Правда? А если этому мужику 70 лет? Или если он может принести больше пользы в тылу, еси у него редкая и ценная мирная профессия, все равно предатель? И что значит "служить врагу", впустить в свой дом - это уже служить врагу или нет? А если он просто оказался в оккупации?
Тыл во время войны был в другом месте, и люди с редкими и ценными профессиями в первую очередь были вывезены с территорий, которым грозила оккупация. Вы может не заметили, но я сказала "мужик" а не "дед". Значит априори это здоровый и не старый человек. Хотя были и такие деды, куда там молодым, которые или партизанили, или подпольщиками были. И я еще раз скажу - человек, "просто" оказавшийся в оккупации и не вступивший в подполье - это не наш человек. Достойные мужчины чем могли помогали своим солдатам, а не просто ублажали и грели врагов.
 
Ну что и говорить... был страшный голод в Ленинграде, но есть свидетельства о том, что были люди, которые сытно ели и выбрасывали протухшую еду на помойки. Человек человеку рознь, не все оставшиеся в оккупации были предателями, были разные. Были врачи и учителя. Кто-то просто не успел уехать и уйти, кто-то не захотел оставить своего дома.
Моего второго дедушку например на фронт не взяли, хоть возраст ему позволял - ему было 15 когда началась война. Он был самый лучший комбайнер, работал с отдыхом по два часа в сутки, ну не считать же теперь, что он просто отлынивал от армии.
Во многом именно из оккупантов создавались партизанские отряды. Доводилось слышать, что почти у каждой деревни был свой план по снабжению продовольствием и одеждой партизан.
 
Цитата
Наталья Алексеева пишет:
Цитата
Правда? А если этому мужику 70 лет? Или если он может принести больше пользы в тылу, еси у него редкая и ценная мирная профессия, все равно предатель? И что значит "служить врагу", впустить в свой дом - это уже служить врагу или нет? А если он просто оказался в оккупации?
Тыл во время войны был в другом месте, и люди с редкими и ценными профессиями в первую очередь были вывезены с территорий, которым грозила оккупация. Вы может не заметили, но я сказала "мужик" а не "дед". Значит априори это здоровый и не старый человек. Хотя были и такие деды, куда там молодым, которые или партизанили, или подпольщиками были. И я еще раз скажу - человек, "просто" оказавшийся в оккупации и не вступивший в подполье - это не наш человек. Достойные мужчины чем могли помогали своим солдатам, а не просто ублажали и грели врагов.
У вас, Наталья, всё в двух цветах: или чёрное, или белое. Вы как-то гребёте всех под одно определение. Что значит "наш" или "не наш". Люди то разные. Вы знаете, что 42000 человек (очень много мужчин среди них) во время ВОв продолжали работать в театре и ездили на фронт развлекать солдат. Некоторые имели просто свой взгляд на войну (к примеру, верующие люди) и они по убеждениям просто не возьмут в руки оружие. А некоторые мужчины оставались с детьми. т.к. мам не было. Им что, детей нужно было бросить и идти воевать? Какие-то у вас странный и злой подход к людям.
 
Жизнь в оккупации была ужасной. Люди голодали, немцы отбирали все что имело хоть какую-то ценность, царствовал разврат и хаос. Многих людей отправляли насильно на заводы для производства различных изделий для потребностей немецкой армии. Трудно себе представить, что люди в то время доходили от голода до того, что ели друг друга.
Многие скажут, что надо было идти и воевать, стоять на смерть, но не позволять немцам творить то, что они творили, но поставьте себя на место обычных людей. Многим удавалось сбежать, многих расстреливали за попытки к бегству. А представьте себе голодную армию немецкую. Это был ужас.
Многие прятали детей и женщин в подвалах. Вообразите себе жизнь в подвале в течение нескольких месяцев, а иногда даже и лет. На вопрос о мужчинах, которые ничего не делали ответить можно так: что же они могли сделать, когда они должны были всячески сохранять свои семьи от немецкого порабощения. Да и подумайте о том как старики могли противостоять большой и голодной армии? А дети, которые всегда просили есть? Поверьте, вы на все пойдете лишь бы дети не голодали... и даже не разврат.
 
Цитата
Наталья Алексеева пишет: Тыл во время войны был в другом месте, и люди с редкими и ценными профессиями в первую очередь были вывезены с территорий, которым грозила оккупация. Вы может не заметили, но я сказала "мужик" а не "дед". Значит априори это здоровый и не старый человек. Хотя были и такие деды, куда там молодым, которые или партизанили, или подпольщиками были. И я еще раз скажу - человек, "просто" оказавшийся в оккупации и не вступивший в подполье - это не наш человек. Достойные мужчины чем могли помогали своим солдатам, а не просто ублажали и грели врагов.
Надо же, только что увидела Ваш пост. Не все "мужики", даже не старые и здоровые с виду, годились к строевой службе. К примеру, слабо видящий солдат - не боец, а обуза для своих товарищей. И Вы так и не ответили на вопрос, что означают Ваши слова "остался служить врагу", поэтому я только и могу предположить из Ваших же слов, что любой мужчина, который "не взял в руки оружие". Скажите, в таком случае священники и монахи - они тоже предатели?


И у меня еще один вопрос: партизан, который подрывает машину немцев в лесу, зная, что из-за смерти одного немца расплатится жизнями вся деревня, включая его собственных близких - а он уйдет в леса партизанить дальше - он кто? Герой или недалекий человек? Он серьезно приблизил победу СССР или он приумножил потери своего народа в войне?
 
Цитата
Наталья Алексеева пишет:
Тыл во время войны был в другом месте, и люди с редкими и ценными профессиями в первую очередь были вывезены с территорий, которым грозила оккупация. Вы может не заметили, но я сказала "мужик" а не "дед". Значит априори это здоровый и не старый человек. Хотя были и такие деды, куда там молодым, которые или партизанили, или подпольщиками были. И я еще раз скажу - человек, "просто" оказавшийся в оккупации и не вступивший в подполье - это не наш человек.Достойные мужчины чем могли помогали своим солдатам, а не просто ублажали и грели врагов.
Да, люди были разные, но не все были "мужиками" способными идти и воевать. Да и врага греть то особо никто не хотел, просто у людей не было другого выхода и приходилось идти на все ради спасения детей, женщин и семей. Не все же могли оружие держать в руках, но даже немочные люди всячески старались противостоять нашествию врагов. Учитывайте еще и тот факт, что абсолютно всех вывезти в тыл просто не было возможным. Что взять со старика или старушки, которым уже далеко за шестьдесят лет? Какие из них работники? Правильно, тогда ценили тех кто что-то может делать, поэтому их в первую очередь и забрали в тыл на заводы, т.к. они были более выносливы и могли продуктивно работать. Партизанских отрядов тоже хватало и в них были люди разные, в том числе и священники.
 
у меня бабушка в оккупации была, ужас говорит
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)